Реформа получения водительского удостоверения 2013-2016 годов, подведение первых итогов…

Причины реформы процедуры получения водительского удостоверения, ситуация на дорогах

Ситуация на дорогах России очень непростая (есть мнения что близка к катастрофической), множество аварий, в том числе с жертвами среди взрослых и детей. Некоторые цифры.

В 2015 году в России произошло 184 000 ДТП, в которых было ранено 231 000 человек, погибло 23100 человек. Чтобы было с чем сравнить – в Афганистане погибло около 26000 военнослужащих за 10 лет (1979-1989 год), в 2015 году в авиакатастрофах погибло 560 человек во всем мире.

Вопросы безопасности дорожного движения в постоянном фокусе (на словах) первых лиц государства, президента и премьер-министра.

Я дописывал данный текст в первых числах декабря 2016 года, в выходные 4 декабря произошло крупное ДТП в Ханты-Мансийске, в нем погибло 11 детей и 1 взрослый (автобус вез детскую спортивную команду). Принято решение об аресте водителей автобуса и грузовика, основных подозреваемых, так как они дали ряд противоречивых показаний об обстоятельствах ДТП. Даже с учетом их возможных нарушений (как пишут водитель автобуса постоянно нарушал ПДД), они безусловно во-многом являются заложниками системы организации движений и состояния дорожной инфраструктуры. Для примера, одной из самых частых причин ДТП в России является неудовлетворительное состояние дорог (до ~40% ДТП происходят из-за дорог).

При этом в интернете постоянно публикуются видео с дерзкими эпатажными нарушениями ПДД и их количество не уменьшается…

Состояние дорог в России остается без изменений

Состояние дорог в России остается без изменений


Состояние дорог — причина 40% ДТП в России

Начинающие водители на дорогах

По данным ГИБДД, В 2015 году в России 1 871 928 граждан получили водительские удостоверения, 1 585 214 – впервые. Самые популярные категории прав B и C «открыли» 1 338 869 и 161 413 раз. Чтобы понимать масштаб цифр – в 2015 году в России родилось 1944000 человек. По сравнению с 2014 годом количество получивших водительское удостоверение уменьшилось на ~20-25%.

Как видите, количество людей, которые прямо затрагиваются реформой получения водительского удостоверения очень велико. Косвенно затрагивается еще больше людей, так, порядка 1 млн (1.45 млн. по некоторым данным) человек в 2015 году были лишены права управления транспортным средством и им для возвращения водительского удостоверения по новым правилам придется пересдавать теорию в ГИБДД по новому, заметно усложненому, регламенту.
Стоимость обучения вождению и объем рынка

Стоимость получение водительского удостоверения, объем рынка

По состоянию на конец 2016 года стоимость обучение в автошколах варьируется от примерно 15000 (маленькие города) до примерно 65000 (Воркута) рублей, в среднем официальными лицами озвучивается 25000 — 30000 рублей. Плюс нужно оплатить пошлину 2000 рублей, медицинскую справку, возможно дополнительные занятия по вождению.

Если смотреть на уровне макроэкономики, то объем рынка обучения вождению впечатляют, речь идет о минимальном обороте легального рынка в 50 млрд. рублей в год. А с учетом дополнительных занятий и того, что далеко не все, заплатившие за курс обучения, получают права, эту сумму можно уверенно умножить минимум на 2. Так что можно считать оборот в 100 млрд. рублей и более (для сравнения – объем рынка смартфонов России в 2015 году 250 млрд. рублей).

Автошколы, инструкторы и реформа

Ситуация на уровне микроэкономики, в автошколах и у инструкторов, которые часто работают как индивидуальные предприниматели, заметно менее оптимистична…

Автошколы в 2013-2017 годах находятся под серьезным прессингом, с одной стороны идет глубокое реформирование процедуры получения водительского удостоверения и требования к обучению усложняются и соответственно, растут затраты автошкол, например, им нужно иметь площадку-автодром в собственности или в аренде. С другой стороны, в стране кризис, доходы населения падают, курс валюты изменился в 2 раза (стоимость автомобилей соответственно тоже растет) и увеличивать стоимость обучения в автошколах не получается. Авторы реформы закладывали заметное увеличение стоимости обучения, а его и не происходит. В первую очередь это затрагивает инструкторов и качество обучения.

Конкуренция по декларируемой стоимости курса обучения приводит к тому что автошколы, которые пытаются тщательно учить (а это стоит денег) находятся в заведомо невыгодной ситуации и не могут привлечь учеников. То есть нужно понимать, что школа, обучающая строго по рекомендуемой программе (56 астрономический часов вождения и прочее) часто не конкурентоспособна на рынке обучения вождению в 2016-2017 годах. Именно с этим связано отсутствие школ с обучением строго по рекомендованной программе обучения во многих регионах, большинству приходится идти на определенные компромиссы.

Вопрос экономики обучения в данном тексте оставлю вне рассмотрения, буду исходить из идеального обучения в автошколе строго по рекомендуемой программе, экономическая реальность ситуацию как минимум не улучшает.

Цель проводимой реформы

Декларируемая цель реформы проста – улучшить качество подготовки водителей и снизить аварийности среди начинающих водителей.

Качество обучения водителей и вообще процедура получения водительского удостоверения вызывают много вопросов уже много лет.

По иногда публикуемой обрывочной статистике порядка 25-30% ДТП совершают водители со стажем вождения до 3 лет, в том числе, 10-15% – со стажем до 2 лет. К сожалению, неизвестно распределение водителей на дорогах по стажу, но очевидно, что водители с небольшим опытом попадают в аварии существенно (в разы, если не на порядок) чаще. И не будем забывать, что стаж вождения и сколько лет правам – совершенно разные вещи, ГИБДД оценивает стаж по времени получения ВУ, а множество людей, их получивших никуда не выезжают и не могут повлиять на статистику.

Этапы реформы 2013-2016 годов, что изменилось

г.Курск, Автошкола на Южном, созданная в 2009 году, то что, по мнению ГИБДД, нуждается в реформировании...

г.Курск, Автошкола на Южном, созданная в 2009 году, то что, по мнению ГИБДД, нуждается в реформировании…

В 2013-2016 годах ГИБДД провел самую масштабную реформу условий получения водительского удостоверения. Реформа затронула все этапы этого непростого процесса:

1. Был отменен «экстерн» (самообучение вождению) в любых видах. Теперь водительское удостоверение можно получить только через автошколу. Для сдачи экзамена в ГИБДД нужно иметь диплом-сертификат об окончании автошколу на ту категорию/подкатегорию водительского удостоверения которую хочешь получить. Это относится как к первичному получению водительского удостоверения, так и к открытиям новых категории и подкатегорий.

2. К привычным категориям водительского удостоверения, A/B/C/D/E, были добавлены и подкатегории A1/B1/C1/D1.

3. Была введена новая категория M для управления мопедами и скутерами до 50 кубических сантиметров и теперь управлять данными транспортными средствами можно только имея водительское удостоверение. Категорию M можно получить в 16 лет и по текущим ПДД выезд более молодых водителей на дорогу невозможен.

4. Окончательно оформлена возможность сдавать все этапы экзамена на автомобилях с автоматической коробкой переключения передач (АКПП).

5. За 3 года 3 раза менялись правила получения водительской медицинской справки. Теперь для ее получения нужно обязательно пройти психолога и нарколога.

6. Были скорректированы и расширены программы обучения в автошколе, в теории обучение должно быть построено по стандартам обучения профессиональных водителей. Для примера, объем первичного обучения на категорию B на автомобилях с механической коробкой переключения передач (МКПП) это 130 академических часа теории, 56 астрономических часа практики и 4 часа на экзамен (итого 190 часов). Весь курс обучения в автошколе разбит на модули, при открытие новых категорий водительского удостоверения не нужно проходить пройденные модули повторно. Также существенно изменены требования к лицензиям автошкол.

7. Получение водительского удостоверения теперь никак не связано с временной или постоянной регистрацией (пропиской). Можно быть прописанным в одном регионе, учиться в автошколе в другом регионе, сдавать экзамен в РЭО ГИБДД третьего региона.

8. С 800 рублей до 2000 рублей была увеличена пошлина за получение водительского удостоверения (уже обсуждается увеличение до 3000 рублей).

9. Были скорректирован порядок пересдачи экзаменов в ГИБДД, если ранее можно было сдавать экзамен раз в 7 дней, то теперь у вас только 3 попытки на сдачу каждого этапа экзамена на таких условия, следующие попытки только через 30 дней. При этом если раньше вы были должны сдать все этапы экзамена за 90 дней, то теперь за полгода. Это теория, на практике во многих РЭО приходится изначально ожидать своей очереди 1-2 месяца.

10. В 2015 году предложен и вступил в действие с 1 сентября 2016 года новый регламент экзаменов в ГИБДД. Серьезные изменения затронули все этапы экзамена (теорию и два практических этапа, площадку-автодром и вождение в условиях реального дорожного движения). Поменялись требования к инспекторам ГИБДД, проводящим экзамен и к учебным машинам (теперь они должны быть оснащены регистраторами с несколькими видеокамерами).

Прочие аспекты безопасности на дороге

Также реформируются и другие вопросы безопасности на дорогах:

1. Постоянно корректируются Правила Дорожного Движения – наказания ужесточаются, детализируются некоторые моменты вызывающие постоянные ДТП, например, правила поведения водителей рядом с пешеходными переходами.

2. В крупных городах и на федеральных трассах широко внедряются средства автоматического контроля ситуации на дорогах.

3. Изменились правила возврата водительского удостоверения после лишения права управления транспортными средствами по суду, теперь нужно пересдавать экзамен по теории.

4. Изменились правила использования и обмена водительских удостоверений, выданных другими странами.

Некоторые, “новации” не были реализованы, например, Минюст отклонил идею оплачивать каждую попытку пересдать экзамен в ГИБДД (хотели брать 1000 рублей за теорию, 1500 рублей за площадку автодром, 2000 рублей за “город”)…

Новый регламент экзаменов для получения водительского удостоверения

Новый регламент приема экзаменов для получения водительского удостоверения был подписан МВД в конце октября 2015 года, согласован Минюстом 21 марта 2016 года, вступил в действие он 1 сентября 2016 года. Причем никакого ожидаемого переходного периода не было, все категории сдающих стали сдавать все этапы экзамена по новым правилам (множество людей учились по старым программам, а сдавать экзамены в ГИБДД пришлось по новым правилам, в некоторых регионах процесс приема экзаменов остановился).

По новым правилам прием экзаменов в ГИБДД идет уже 4 месяц и можно сформулировать некоторые выводы.

Первые итоги реформы

Что же в итоге получилось, у меня сложилось ощущение (мое оценочное суждение) что ГИБДД “удалось невозможное” – провести “глубокое” реформирование, при этом очень похоже на то что принципиально ничего в качестве обучения водителей не поменяется. Получить водительское удостоверение стало существенно сложней, получать его будет все меньше людей, но реального улучшения обучения водителей не произойдет.

У такой ситуации три главные причины:

— У данной реформы нет никакой внешней экспертизы (или она не известна широкой общественности), ГИБДД сама реформирует собственные процессы и соответственно, решает чисто корпоративные задачи. В качестве экспертов выступают структуры типа различных ассоциаций автошкол, которые очень плотно связаны с ГИБДД (зависят от них) и которые никак не могут претендовать на независимость.

— В качестве отчетности ГИБДД оперирует статистикой ДТП среди начинающих водителей (приведена в начале статьи). Тут все абсолютно прозрачно: уменьшение водителей, получивших водительское удостоверение, автоматически приводит к улучшению статистики ГИБДД. Экстремальный пример, если прекратить выдавать водительские удостоверения на 3 года, то через 3 года аварийность среди начинающих водителей станет равна нулю. Если выпуск водителей уменьшается на 25%, то количество аварий также сокращается на примерно 25%. Итоги 2014/2015 года в полноте это демонстрируют (В 2015 году было получено ВУ на 20-25% чем в 2014 году).

— Ухудшение экономической ситуации в России привело к тому что у учеников нет возможности оплачивать постоянно дорожающее обучение по запрашиваемой стоимости. Это все таки вторичная причина, но из-за нее вспыли основные проблемы.

Что нужно сдать для получения водительского удостоверения (экзамены) и что поменялось

Для получения водительского удостоверения нужно пройти обучение в автошколе, получить диплом-сертификат об ее окончании (как правило, сдав экзамен в автошколе) и далее сдать экзамены в ГИБДД.

Экзамен состоит из трех частей, теории и двух практических этапов, площадки-автодрома и вождения в условиях реального дорожного движения. Первые два этапа принципиально проще, при их сдаче не нужно взаимодействовать с другими участниками движения и дорожной инфраструктуры.

Теоретический этап экзамена (вопросы по ПДД)

Нужно ответить на 20 вопросов из четырех категорий, имеющих отношения как к ПДД, так и вопросам безопасности за рулем и оказания первой медицинской помощи. Всего вопросов 800. По новым правилам, на каждую ошибку дает 5 дополнительных вопросов из той же категории, вторую ошибку в вопросах одной категории сделать нельзя, в разных категориях возможны две ошибки. Ранее можно было сделать две ошибки при 20 вопросах.

Комментарии

Первый этап экзамена, теория, стандартный и понятный, билеты по ПДД используются во многих странах:

1. Процент допустимых неправильных ответов в разных странах варьируется от 10% до 20%, то есть предыдущий вариант регламента (20 вопросов две ошибки) примерно соответствовал высшей границе сложности среднемирового уровня, новый регламент ужесточил эти условия. В Англии к примеру 50 вопросов, 7 ошибок, в Канаде 40 вопросов, 8 ошибок. В Германии подсчет более сложный 30 вопросов нельзя набрать более 10 штрафных баллов, один вопрос от 2 до 5 баллов, наряду с вопросами в Германии есть и видеоролики.

2. Даже осмысленное изучение (не механическое заучивание) экзаменационных билетов ПДД не дает необходимых знаний ПДД. Реальная дорожная ситуация существенно сложней экзаменационных билетов и времени думать 1 минуту на дороге у водителей нет.

3. С середины 2015 года прием экзаменов происходит только на компьютере, ранее в некоторых регионах использовался вариант экзаменов с использованием бумажных билетов. Компьютер открывает принципиально иные возможности для изучения ПДД и тестирования кандидатов в водители. Так в Великобритании наряду с билетами есть отдельный этап экзаменов – компьютерное тестирование, проверяющий реакцию на окружающую дорожную обстановку (идет видео от лица водителя, сдающий должен принимать решения в оперативном режиме, чем быстрей, тем лучше), в Германии также присутствуют видео-вопросы в экзамене по ПДД.

Выводы

Новый вариант регламента заметно усложнил экзамен по теории, на подготовку к нему потребуется существенно больше времени. С учетом деградации системы образования новый формат создаст серьезные проблемы для заметного количества людей (они не смогут освоить тестирование в новом формате). Озвучивалось что процент сдавших экзамен по теории упал чуть ли не в 2 раза.

У людей, которым нужно будет пересдавать экзамен после лишения по суду водительского удостоверения, также будут возникать серьезные проблемы. Таких людей сотни тысяч, доводилось читать, со ссылкой на данные Росстата, что в 2015 году водительского удостоверения было лишено 1 млн. 450 тысяч человек (по статистика Верховного Суда за 2013 год, 720 тысяч из них более 80% за управление ТС в состоянии опьянения или отказ освидетельствования).

Мое оценочное суждение о том, как новый формат повлияет на качество подготовки – повлияет минимально или вообще не повлияет. Формат экзамена устаревший, никаких шагов по актуализации не сделано.

Площадка-автодром

Первый этап экзамена по вождению, нужно выполнить комплекс из последовательности 5 (или 6 на автоматизированном автодроме) упражнений на площадке-автодроме, не нарушив правил экзамена. Всего упражнений теперь 8 (для категорий C и B). Ранее нужно было выполнить 3 упражнения из 5 имеющихся, на выполнение 3 упражнений давалось 4 попытки (можно было один раз ошибиться). Упражнения выполняются единым комплексом, с ограничением по времени (время рассчитывается по сложной формуле, нужно уложиться в примерно 10 минут на все упражнения).

Комментарии

В настоящий момент в большинстве стран подобный этап экзамена отсутствует в принципе. Этого этапа нет в Германии, Великобритании, многих штатах США.

И это логично, упражнения полубессмысленны в реальной дорожной жизни, так условия парковки в крупных городах несравнимо жёстче условий упражнения “параллельная парковка” на площадке-автодроме.

Изначально (десятилетия назад) данный этап экзамена безусловно имел смысл. Во-первых, машины без усилителя руля управлялись существенно сложней современных, а дорожная ситуация была несравнимо проще, так что упражнения имели определенный практический аспект. Во-вторых, что существенно важней, была возможность сдавать экзамен в ГИБДД без обучения в автошколе и площадка-автодром отсекала людей, которые не имели базовых навыков управления автомобилем, такие люди не могли сдавать город (движение в условиях реального дорожного движения). Отмена “экстерна” и введение обязательного окончания автошколы для открытия любой категории эту причину исключила. То есть обе причины наличия данного этапа экзамена во многом потеряли смысл.

Выводы

Новый регламент экзамена на площадке безусловно усложнит подготовку курсантов, во-первых, нужно освоить 8 маневров, а не 5 как раньше, что потребует банально больше времени. Во-вторых, выполнение упражнений одним маневром в рамках единого комплекса, без права на ошибку (повторное выполнение элемента исключено) с ограничением по времени, заметно сложней и усложнит этот этап экзамена. То есть на подготовку, придется тратить заметно больше времени и сдать его будет сложней (первые месяцы приема по новым правилам это подтвердили).

Самое интересное, как данное изменение регламента повлияет на качество обучения водителя, тут, новые правила скорее ухудшат подготовку водителей (мое оценочное суждение). Такая ситуация связана с тем что общее время обучения вождению (56 часов) осталось без изменений и времени на обучения вождения в условиях реального дорожного движения останется заметно меньше. На практике многие автошколы и инструкторы фокусируются именно на обучение на площадке, так как оно заметно проще (и требует меньше бензина).

То есть получается, что заметный ресурс в ходе обучения тратится на подготовке к полубессмысленной, в реально дорожной жизни, части экзамена.

Вождение в условиях дорожного движения

В ходе экзамена нужно ездить по городу, выполняя задания инспектора ГИБДД принимающего экзамен. В новом регламенте изменилась система баллов, например, за непристегнутый ремень теперь ставят три штрафных балла, а не один (как это может улучшить качество подготовки, загадка). Плюс теперь на экзамен отводится до 30 минут (вы должны ездить по экзаменационному маршруту полчаса). И добавлены некоторые новые маневры на экзамене, например, обгон и опережение.

Комментарии

Данный этап экзамена принципиально отличается от двух предыдущих, прежде всего тем, что тут вам придется взаимодействовать с другими участниками движения (которые часто действуют (ездят или ходят) далеко не по ПДД), с плохими дорогами, дорожными знаками, не всегда хорошо видимыми и другими внешними факторами. Также очень многое зависит от инспектора ГИБДД, который принимает у вас экзамен, на практике его действия (какие маневры делать, сколько ездить по экзаменационному маршруту) малорегламентированы. То есть тут вы становитесь заложником ситуаций, которыми вы не можете управлять. Как и по-старому, так и по новому регламенту, любой сдающий рано или поздно скорее всего доедет до своей ошибки и оценки “не сдал”.

Соответственно, тут есть теория как должен выглядеть этот экзамен, а есть суровая действительность…

Выводы

Принципиальные изменений в этом, ключевом, этапе экзамена не произошло, внесены косметические изменения и по-прежнему все зависит от инспектора ГИБДД.
Общие итоги, выводы

С экзаменом по теории все прозрачно, новый регламент заметно усложнит сдачу экзамена и потребует больше времени при подготовке. На качество подготовки водителя данная новация никакого результата оказывать не будет (билеты ПДД опосредственно связаны с пониманием ПДД на дорогах). Возможность предложить принципиально новые подходы к тестированию с использованием компьютера проигнорирована.

С первым этапом экзамена по вождению, площадкой-автодромом тоже все достаточно прозрачно, расширено количество упражнений и усложнены правила сдачи экзамены. Новый вариант экзамена потребует заметно большего времени на освоение. С учетом того, что общее время обучения вождения (декларируемые 56 астрономически часов) остались без изменений, время на освоение вождения в городе уменьшится. То есть можно сказать что реформа этого элемента экзамена в лучшем случае не улучшит качество подготовки водителей, а скорее ухудшит. Необходимость этого этапа экзаменов также вызывает большие вопросы, в большинстве стран он отсутствует.

Основной этап экзамена – вождение в условиях реального дорожного движения претерпел минимальные изменения.

Фактически на последнем этапе реформы – из-за принятия нового регламента экзаменов и заметного усложнения условий экзамена на площадке, реальное время на обучение вождению в городе уменьшено, так что говорить о том, что новый регламент экзамена в ГИБДД и в целом проводимая реформа получения водительского удостоверения, улучшат качество подготовки водителей оснований нет.

Многие вопросы обучения не решаются принципиально, например, запрет выезда учеников на магистраль не позволяет адекватно подготовится к подобным дорогам, без выезда на которые передвигаться во многих крупных городах невозможно.

Реальная реформа нуждается в обсуждении

Из написанного возникает мысль что процедура получения водительского удостоверения и вообще ситуациях на дорогах нуждается в открытом публичном обсуждении, а не в реформах ради реформ (некоторые элементы которых очень похожи на псевдореформы).

Количественные меры, например, очередная коррекция программы обучения в автошколе и увеличения часов вождения никакого серьезного результата не дадут. Доходы населения не позволяют платить больше за получение водительского удостоверения и будет придуман какой-то очередной обходной маневр, не улучшающий качество обучения. Известны случаи, когда в 2016 году, автошколам приходится из-за конкуренции с недобросовестными школами, уменьшать стоимость курса обучения в автошколе, естественно за счет качества.

В качестве первого шага обсуждения реформирования предлагаю принять участие в опросе:

Реформа получения прав – опрос – оцените изменения

Почитать по теме:

Новый регламент экзаменов, комментарии ГИБДД и автошкол (тексты и видео)

Новый регламент экзаменов в ГИБДД, теория и реалии первого месяца внедрения

Старый и новый (с 01.09.2016) регламент экзаменов ГИБДД, тексты документов и отличия

Экзамен ПДД (Правилам Дорожного Движения)

Экзамен на площадке автодроме

Экзамен вождение в условиях дорожного движения

Экзамен ГИБДД (что нужно сдать для получения прав)

Пересдача экзаменов в ГИБДД – последовательность и некоторые обсуждаемые изменения

Состояние дорог — причина 40% ДТП в России

Когда лучше получать водительское удостоверение

Автошкола – зачем нужна, процесс и программа обучения

Программа обучения в автошколе

Получение водительского удостоверения (прав) в США, штат Мэриленд, личный опыт

Обучение водителей в Германии

Другие реформы:

«Реформа» здравоохранения 2014-2017 годов

Российское здравоохранение 2016-2017 годов движется в XIX век, пациенты, в том числе дети, не получая адекватное лечение, на кладбище…

Опубликовано 14.12.2016, версия 1.1 от 15.12.2016
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги. Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (http://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *