ГИБДД : Минэкономразвития – кто кого

Очередная реформа получения водительского удостоверения от ГИБДД идет тяжело… ГИБДД получил очередной отрицательный отзыв Минэкономразвития.

Глобальная реформа получения водительского удостоверения, запущенная в 2013 (поменялись все: программа обучения в автошколе, правила пересдачи, регламент всех этапов экзаменов в ГИБДД) подошла к финишному этапу в 2018 году.

Реформа получения водительского удостоверения 2013-2017/2018 годов, подведение итогов…

Реформа были признана удачной, но в 2017 году в ГИБДД сменился руководитель, ведомство возглавил Михаилом Черников. В 2018 году новое руководство запустило очередную реформу получения водительского удостоверения.

Реформа получения ВУ Михаила Черникова 2018 года, зачем реформе ГИБДД широкое обсуждение

Реформа опять предполагает поменять все – обучение в автошколе, новый регламент экзаменов в ГИБДД (запланирован “отказ” от этапа площадки-автодрома). Дополнительно предполагается разделить водителей на профессионалов, работающих по найму, и любителей.

Контроль за автошколами ГИБДД против Минэкономразвития (Рособрнадзора)

Серьезная борьба разгорелась за контролем обучения в автошколах. Сейчас контроль осуществляется Минэкономразвития (Рособрнадзором), при участие ГИБДД. ГИБДД считает что контроль недостаточный и хочет контролировать обучение самостоятельно. Речь идет либо о дублирование функций, либо о лишении Минэкономразвития (Рособрнадзора) полномочий. Соответственно Минэкономразвития сопротивляется и дает отрицательное заключение на данный проект. В качестве союзников Минэкономразвития выступают различные ассоциации автошкол.

Принципиальная проблема в том что оба ведомства (ГИБДД и Минэкономразвития) находятся в системном заблуждении

Один из самых интересных моментов что фактически оба ведомства оперируют непонятными данными, лишь по разному их интерпретируют.

Как я не раз писал – в качестве отчетности ГИБДД и Минэкономразвития оперируют изначально крайне спорной статистикой ДТП среди начинающих водителей. Причем даже нет единого мнения кого считать начинающим водителем – водителя со стажем до 2 или 3 лет.

Графики по статистике получивших права и ДТП начинающих водителей в конце статьи.

Ситуация прозрачна: уменьшение водителей, получивших водительское удостоверение, автоматически приводит к улучшению статистики ГИБДД по начинаюшим водителям. Экстремальный пример, если прекратить выдавать водительские удостоверения на 3 года, то через 3 года аварийность среди начинающих водителей станет равна нулю. Если выпуск водителей уменьшается на 25%, то количество аварий также сокращается на примерно 25%.

ГИБДД “попало в засаду” – если предыдущая реформа удачная и статистика позитивная, зачем реформировать по новой. Признать что реформы ходят по кругу никто не готов… Так что процесс идет и конца ему не видно. Единственно что очевидно что лучше получить водительское удостоверение максимально быстро.

Когда лучше получать водительское удостоверение в 2019 году

А для успешного реформирования изначально нужно озвучить текущее состояние дел… Но пока это не делается.

Статистика ГИБДД – больше вопросов чем ответов

С полными текстом заключения Минэкономразвития можно познакомиться в конце в конце статьи.

Автор: Александр Рулим (Sasha Rulim)

Почитать про реформирование получения водительского удостоверения

Михаил Черников — реформа №2, первая попытка реформировать получение прав не прошла, подход второй

Реформа получения водительского удостоверения 2018 года, изменения постановления №1097, отказ от этапа экзамена площадки-автодрома

Реформирование экзаменов по получению прав: конфликт ГИБДД (МВД) и Минэкономразвития (получен очередной отрицательный отзыв)

Поддержать Рулимс!

Если Рулимс помог вам – упростил получение водительского удостоверения. Или позволил сэкономить в чем-то, например, в выборе каких-то устройств или получении услуг, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме. Особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо. Так же буду благодарен за участие в группах Рулимс в социальных сетях. И исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая. Предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.

Текст заключение Минэкономразвития на проект ГИБДД

Оригинал на сайте проектов постановлений правительства…

ГИБДД : Минэкономразвития Количество получивших водительское удостоверение и количество ДТП совершенных водителями новичками по годам

ГИБДД : Минэкономразвития Количество получивших водительское удостоверение и количество ДТП совершенных водителями новичками по годам

№ 18432-СШ/Д26и от 07.06.2019
Об оценке регулирующего воздействия на проект Указа Президента Российской Федерации
На письмо МВД России от 13 мая 2019 г. № 1/4973

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия на проект Указа Президента Российской Федерации
‎«О внесении изменения в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711»

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ‎от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711» ‎(далее – проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МВД России (далее – разработчик), и сообщает следующее.

Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета ‎о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) в период ‎с 29 марта 2019 года по 25 апреля 2019 года.

Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов ‎в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: regulation.gov.ru ‎(ID проекта: 02/06/03-19/00090054).

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Проектом акта предлагается закрепить за Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (далее – ГИБДД) полномочия по приостановлению, возобновлению и прекращению действия заключений, аннулированию заключений, а также контролю за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, установленных требований к материально-технической базе.

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 20 мая по 24 мая 2019 года. В ходе публичных консультаций были ‎получены позиции Национального союза автошкол, Некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация автошкол», союза автошкол Санкт-Петербурга ‎и Ленинградской области, ЧОУ ПО «Образовательный центр «Дилижанс», а также позиции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно Республики Карелия, Краснодарского края, Хабаровского края, Ярославской области, частично учтенные в настоящем заключении.

В отношении проекта акта необходимо отметить следующее.

Согласно подпункту «д» пункта 4 и подпункту «е» пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее – постановление № 966) МВД России в рамках согласования образовательных программ выдает заключения о соответствии учебно-материальной базы образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее – автошколы), установленным требованиям.

При этом в соответствии с пунктами 4 и 6 постановления № 966 к соискателю лицензии и лицензиату в том числе предъявляются следующие требования:

–наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

–наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

При этом лицензионный контроль за соблюдением указанных требований осуществляется органами Управления по контролю и надзору в сфере образования ‎(далее – Рособрнадзор) в ходе плановых и внеплановых проверок образовательных организаций.

Таким образом, контроль за соблюдением автошколами установленных требований ‎к учебно-материальной базе фактически дублирует проверку соответствия лицензионным требованиям соискателя лицензии и лицензиата Рособрнадзором.

Вместе с тем необходимо отметить, что Минэкономразвития России концептуально поддерживает необходимость урегулирования правоотношений в сфере деятельности автошкол. Так, в заключении об оценке регулирующего воздействия от 24 апреля 2014 г. ‎№ 9065-ОФ/Д26и отмечалась необходимость определения порядка контроля
‎за соблюдением требований к учебно-материальной базе образовательных организаций.

Вместе с тем предлагаемый разработчиком подход по наделению ГИБДД полномочиями по приостановлению, возобновлению и прекращению действия заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, аннулированию заключений, контролю за соблюдением автошколами установленных требований к учебно-материальной базе противоречит принципам защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных в пункте 5 ‎статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ранее аналогичная позиция была представлена письмами Минэкономразвития России, например, от 26 апреля 2018 г. № 11408-СШ/Д26и, от 26 апреля 2018 г. ‎№ 11417-СШ/Д26и.

В этой связи представляется необходимым внести изменения в постановление № 966. При этом в качестве одного из вариантов решения проблемы предлагаем рассмотреть возможность определения МВД России лицензирующим органом в сфере деятельности автошкол в соответствии с предложениями, изложенными в письме Минэкономразвития России от 22 мая 2019 г. № 16163-СШ/Д24и, а также обращаем внимание на необходимость учета иных замечаний, представленных в указанном письме.

В качестве альтернативного варианта решения проблемы предлагаем также рассмотреть возможность исключения необходимости согласования с ГИБДД программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, получения в ГИБДД заключения о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы автошкол. В указанном случае функции
‎по проверке учебно-материальной базы автошкол и проверке программ обучения будут реализовываться Рособрнадзором в рамках деятельности по лицензированию образовательных организаций.

Кроме того, следует отметить, что разработчиком в качестве негативных эффектов,
‎к которым приводит отсутствие предлагаемого регулирования, в пункте 3.2 сводного отчета указано снижение уровня подготовки кандидатов в водители. При этом одной из причин низкого уровня подготовки кандидатов в водители разработчиком указывается отсутствие четкого контроля за деятельностью образовательных организаций по соблюдению условий выдачи заключений.

Вместе с тем качество образовательных услуг определяется большим количеством факторов, степень влияния которых различна, а состояние материально-технической базы является только одним из них. При этом данные, подтверждающие, что наличие материально-технической базы, отвечающей нормативным требованиям, является основополагающим фактором, влияющим на качество подготовки кандидатов в водители, отсутствуют.

Учитывая, что действующие требования к автошколам, в том числе к материально-технической базе автошкол, вступили в силу в 2014 г., а по данным разработчика, представленным в сводном отчете, качество подготовки кандидатов в водители ‎не улучшилось, можно сделать вывод, что требования к автошколам в меньшей степени влияют на качество подготовки кандидатов в водители. В этой связи для решения проблемы повышения качества обучения требуется комплексный подход, заключающийся также ‎в методической поддержке деятельности автошкол, повышении открытости их деятельности, а также иных неадминистративных методах регулирования.

Вместе с тем, по данным ГИБДД, количество дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), совершенных по вине водителей со стажем управления до 2 лет, в течение последних четырех лет снижается.

График количества ДТП с 2015 по 2018 гг. представлен на рисунке 1.

Рисунок 1.

В целом число ДТП по вине водителей со стажем управления транспортными средствами до 2 лет с 2015 г. снизилось на 32%.

В свою очередь количество выданных водительских удостоверений в год снизилось
‎с 2015 г. на 27%, что позволяет сделать вывод о положительной динамике показателей состояния безопасности дорожного движения среди водителей со стажем управления транспортными средствами до 2 лет, принимая во внимание, что темп снижения количества ДТП в сравнении с темпом снижения количества лиц, получивших водительские удостоверения, выше на 5 %.

Динамика количества выданных водительских удостоверений представлена
‎на рисунке 2.

Рисунок 2.

Таким образом, не представляется возможным однозначно утверждать, что качество подготовки кандидатов в водители со времени введения требований к учебно-материальной базе автошкол однозначно снизилось.

На основании вышеизложенного по результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:

-наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы;

-в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *