На запущенных в конце ноября Московских Центральных Диаметрах предполагалось использовать новые электрички-электропоезда “Иволга”. “Иволга” это коммерческое название ЭГ2Тв (Электропоезд Городской, 2-й тип, Тверской) – новой российской платформы электропоездов. Подробно с историей создания “Иволга” можно познакомиться, например, в WiKi.

Запуск на МЦД пошел не совсем по плану, например, пришлось пускать сдвоенные составы. И электропоездов “Иволга” не хватило, так что пришлось пускать по МЦД и поезда “Ласточка” и обычные электрички.

Но в любом случае именно “Иволга” – базовый поезд для МЦД. Первые дни эксплуатации МЦД обозначили явные риски в эксплуатации “Иволга”. МЦД фактически первая попытка использовать новые электропоезда, причем в экстремальном для российской железной дороги режиме – поезда идут раз в 5-15 минут. И проблемы начали возникать со второго дня, скриншот сделан 2 декабря.

Электричка-электропоезд Иволга - аварии и проблемы в эксплуатации

Электричка-электропоезд Иволга – аварии и проблемы в эксплуатации

Я постараюсь описать основные моменты наиболее критичные для пассажиров – какие версии “Иволга” существуют, их отличия, сравнения с “Ласточка”, основные риски. Плюс дам несколько ссылок с многочисленными фотографиями и дополнительным описанием.

“Иволга” – история создания

Что Россия нуждается в принципиально новом поезде было понятно давно, реальная потребность возникла при запуске Московского центрального кольца (МЦК). Но с новым российским поездом к его запуску не успевали и решили использовать “Ласточка” производства Siemens. Производство “Иволга” удалось наладить лишь к запуску Московских Центральных Диаметров (МЦД) в ноябре 2019 года.

“Иволга”, “Иволга 1.0” и “Иволга 2.0” – сравнение

«Иволга» – базовая версия с расположением сидений по схеме 2+1, «Иволга-1.0» имеет сидения по схеме 2+2 и другим салоном и «Иволга-2.0» отличается дизайном кабины машиниста и оснащением салона – красным цветом подголовника. «Иволга-1.0» в основном используется на МЦД-2 (D2), Курско-Рижское направление.

По состоянию на декабрь 2019 года произведено не менее 37 составов в трёх исполнениях: 2 пятивагонных состава базовой версии «Иволга» в 2014 и 2015 годах, 24 шестивагонных состава версии «Иволга-1.0» в период с 2018 года по первую половину 2019 года и не менее 11 семивагонных составов версии «Иволга-2.0» со второй половины 2019 года.

“Иволга” – начало эксплуатация до запуска МЦД

Обкатывали новый электропоезд в разных форматах, как правило в “сцепках” из двух поездов (11-12 вагонов). Я был поначалу введен в заблуждение, думая что уменьшить количество сидячих мест и за счет этого увеличить количество стоячих – хорошая идея (суммарная вместимость выросла).
Перевозчик ЦППК озвучивал что салон “Иволга” спроектирован с расчетом на короткие маршруты: здесь 70% места для стоящих пассажиров и 30% для сидящих. Перевозчику конечно видней, но маршрут от Нахабино до Тушинской или от Подольска до Царицыно это 30 минут, много кому нужно ехать дольше. Подольск – Нахабино это 2 часа. Плюс на фоне традиционных электричек (кроме дизайна незначительно отличающихся от электричек РВЗ многодесятилетней давности) безтамбурные “Иволги”, с климат-контролем, тепловыми пушками и USB-розетками казались прорывом.

“Иволга” – начало эксплуатации МЦД

Запуск МЦД с электропоездами на 6-7 вагонов показал что это традиционная для российских мега проектов обманка. В таком виде “Иволга” “задумывалась” как “скотовозка” (изначальная схема сидений 1+2 это подтвердила). Традиционные электрички используют схему сидений 3+3 и в московской агломерации обычно 10-12 вагонов. То есть под внешним комфортом скрывался серьезный подвох с вместимостью.

“Иволга” – вместимость – игра цифрами или лукавство

Изначально было озвучено что расчетная вместимость 5 вагонного поезда “Иволга” – 1250 человек, то есть 250 человек на вагон.

Текущая ситуация с вместительностью следующая:

1638 человек (5-вагонный состав, салон типа 0.0) – 328 человек на вагон;
1916 человек (6-вагонный состав, салон типа 1.0) – 319 человек на вагон;
2267 человек (7-вагонный состав, салон типа 2.0) – 323 человек на вагон.

Замечательные цифры для отчетности, но нюанс в том у ЭП2Д, базовой электрички ЦППК, обозначена вместимость 2866 человек, для 11-вагонной составности – 260 человек на вагон. При этом на каждом вагоне ЭП2Д написано – 100 мест.

В случае “Иволга”, для разных типов вагонов:
Пг – прицепной головной вагон;
Мп – моторный промежуточный вагон;
Пп – прицепной промежуточный вагон.

Число сидячих мест для салонов типа 0.0 (схема 1+2) / 1.0 и 2.0 (схема 2+2):
вагоны Пг: 24 / 28;
вагоны Мп, Пп: 58 / 68.

То есть цифры не сходятся и в расчетном режиме речь идет о “скотовозках”. Выпускает оба электропоезда (“Иволга” и ЭП2Д) один концерн – ЗАО «Трансмашхолдинг», причем владельцы ЦППК и «Трансмашхолдинг» пересекаются.

6-7 вагонные варианты поездов продержались несколько дней, уже с 25 ноября на D2 и со 2 декабря на D1 организовали сцепки, например, 6+6. ситуация улучшилась.

Вопрос тут один – смогут ли поезда ходить с обозначенным интервалом, как часто будут возникать проблемы. На мой взгляд быстро нормализовать ситуацию не удасться, поезда новые и не обкатаны. Нет опыта движения с такими интервалами и наступает зима. Особенно сложная ситуация на D1, где по тем же путям должны ходить Аэроэкспрессы.

“Иволга” и “Ласточка” – сравнения

Семейство пассажирских электропоездов «Ласточка» ЭС1 (ЭС1П) / ЭС2Г (ЭС2ГП) (Электропоезд Сименс, 1-й / 2-й тип, Городской, «Премиум») — были заказаны РЖД в 2009 году к олимпиаде в Сочи 2014 года. Первые поезда были произведеные в Германии, позже производство было налажено в России. В Москве на них построено МЦК (городское метро, поезда идут с интервалами 6-15 минут). Под МЦК хотели наладить производство “Иволга”, но не успели.

Из-за необходимости увеличить длину поезда “Иволга” не хватило и на МЦД стали использовать и “Ласточка”. Так что можно сравнить – мнение пассажира очевидно – “Ласточка” это параллельный мир. Все определяется нюансами, например, она заметно тише. И главное что “Ласточка” – обкатанный крупнотиражный электропоезд, с диапозоном температуры эксплуации от -40 до 40 градусов. “Иволга” – новый продукт.

Запуск МЦД – теория и практика

Запуск электричек МЦД описан на Рулимс в четырех текстах.

1. История создания и как должны выглядеть Московские Центральные Диаметры:

21 ноября 2019 года запуск МЦД (Московских Центральных Диаметров)

2. Что вышло из запуска на практике можно почитать:

Итоги запуска МЦД – прорывы и проблемы

МЦД пытаются позиционировать как “легкое метро”, но по первой неделе эксплуатации оно до него явно не дотягивает. Пока в Москва предсказуемо работают только метро и МЦК.

Запуск МЦД был связан с многочисленными непонятными работами, например, асфальтирование двухлетней плитки на станциях.

Двухлетняя плитка закатанная асфальтом

Двухлетняя плитка закатанная асфальтом

3. Почему в итоге решили сделать проезд бесплатным:

МЦД бесплатно с 25 ноября на две недели, бесплатный проезд на МЦД результат “скоростного” запуска

4. В итоге все оплачиваем мы

Электрички МЦД бесплатный проезд – за чей счет ездим…

Автор: Александр Рулим (Sasha Rulim)

Почитать еще про “Иволга” и МЦД (блог “Железнодорожная жизнь”)

Почему я люблю МЦК, но не в восторге от МЦД. Аналитика.

Электропоезда ЭГ2Тв “Иволга”, подготовка к запуску МЦД. 2019

Итоги первой недели МЦД-2. Открытие платформ Пенягино и Волоколамская. Аналитика.

МЦД-2. Обратная связь

Почитать про общественный транспорт на Рулимс

Общественный транспорт, наземный, метро, РЖД, такси состояние и реформы…

Пригородное железнодорожное сообщение, электрички

Коммерческое пригородное ж/д сообщение, частные коммерческие электрички от ЦППК (серия 0, пилотная – приватизация электричек)

Московские электрички – воровство времени и денег от РЖД и ЦППК (сериал, серия 1)

Отмены электричек и вранье – подмосковные электрички пробивают очередное дно (серия 2)…

Метро

11 декабря 2018 коллапс метро в Москве – виноваты пассажиры (метро, серия 0)

Такси

Такси, к чему привели реформы и откуда берется время работы таксистов (почему они постоянно проводят за рулем более 15 часов без отдыха)

Жулик-такси 3.0 и вообще жулик-реальность вокруг авто от Петра Шкуматова

Стоимость Яндекс.Такси при аварии растет в 3-5 и более раз — как зарабатывать сверх прибыли на проблеме клиентов

Поддержать Рулимс!

Если Рулимс помог вам – упростил получение водительского удостоверения. Или позволил сэкономить в чем-то, например, в выборе каких-то устройств или получении услуг, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме. Особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо. Так же буду благодарен за участие в группах Рулимс в социальных сетях. И исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая. Предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.

This article has 1 comment

  1. Pingback: 21 ноября 2019 года запуск МЦД (Московских Центральных Диаметров) - Рулимс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.