ДТП совершенное Михаилом Ефремовым в обостренной форме подняло множество проблем затрагивающих всех – и водителей, и пешеходов. Смертельное ДТП произошло на садовом кольце в центре Москвы. Не справившись с управлением машиной Михаил Ефремов выехал на встречку, столкнулся с несколькими автомобилями. Самые серьезные последствия имело столкновение с фургоном переделанным из Лады – его водитель получил тяжелые травмы и позже скончался в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Михаил Ефремов во время ДТП был в состоянии алкогольного опьянения, дополнительно в крови содержались следы наркотиков.

На примере данного ДТП видно множество проблем дорожного движения в России, которые не решаются десятилетиями – от состояния дорог и контроля безопасности производимых и эксплуатируемых автомобилей до системы подготовки водителей. Постоянные удачные реформы всего и ужесточения наказаний не дают результатов.

ЧАСТЬ I – ДТП факты

Картина смертельного ДТП с участием Михаила Ефремова

ДТП попало на множество видеокамер, комментировать по существу нечего.

Видео ДТП – запись с камер наблюдения Смоленская площадь, Садовое кольцо, 23

Видео после ДТП вызывает много вопросов – их очень много, но по ним не составить целостной картины произошедшего, ощущение дозированной информации… 3 июля, стороной М.Ефремова было озвучено что он не управлял ДТП, кто был за рулем будет озвучено в суде. Все написанное ниже естественно относится к случаю когда за рулем был М.Ефремов или любое другое лицо в состоянии опьянения.

Что было нарушено в ДТП – основания для возбуждения уголовного дела, вменяемая статья

Через несколько часов после публикации моего материала, в своем FB, адвокат и автор книг, бывший прокурор и бывший отбывающий наказание по сфальсифицированному экономическом делу Алексей Федяров дал свой разбор ситуации. Комментарии к посту представляют дополнительный интерес. Профессионалы рулят, ну и у меня никаких ошибок неточностей не было.

В связи с множеством комментариев сомнительного содержания полагаю необходимым разъяснить.

Уголовное дело в отношении Михаила Ефремова возбуждено по части 2 статьи 264 УК – нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение тяжкого вреда. После того как потерпевший скончался, квалификация была изменена на пункт “а” части 4 той же статьи, то есть нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека в случае, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Это преступление относится к категории совершенных по неосторожности – человек не желал наступления общественно опасных последствий, но предвидел возможность их наступления, однако, самонадеянно рассчитывал, что они не наступят.

Наказание: лишение свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

По общему правилу, если срок наказания за преступление превышает 10 лет лишения свободы, оно считается особо тяжким (часть 5 статьи 15 УК). Однако часть 4 статьи 15 УК содержит оговорку, что неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пятнадцати лет лишения свободы, относятся к категории тяжких.

Отбывание лишения свободы мужчинам, осужденным этому за совершение тяжких преступлений и ранее не отбывавшим лишение свободы, назначается в исправительных колониях общего режима (пункт «б» части 1 статьи 58 УК).

Право на условно-досрочное освобождение от отбывания наказание осужденный приобретает после отбытия половины срока (пункт «б» части 3 статьи 79 УК).

Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день (часть 3.4 статьи 72 УК).

До изменений в УК 2019 года ни одно неосторожное преступление не подпадало под категорию тяжких. Именно поэтому наказание осужденные отбывали в колониях-поселениях (как правило), а право на УДО возникало после отбытия 1/3 срока.

Прекращение уголовных дел этой категории (статья 264 УК, тяжкий состав) в связи с примирением сторон либо в связи деятельным раскаянием невозможно, ибо подобные процедуры применимы лишь к делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (статьи 25 и 28 УК)

Действующее наказание за преступления по статье 264 были увеличены в июне 2019 года. Что происходило с данной статьей УК за последнии годы и куда она движется подробно рассмотрено в материале:

264 ст. УК, проект – аварии водителей без прав, с “купленными”, полученными со “смазкой” ВУ приравняют к состоянию опьянения за рулем

Можно ли получить меньше минимально положенного по статье 264.4

Получить меньше минимально положенного по статье срока можно, данная возможность регулируется статьями 15 и 64 УК РФ.

УК РФ Статья 64. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление

УК РФ Статья 15. Категории преступлений

Как видите к 264 статье УК статья 64 применяется. Михаил Ефремов имеет имеет государственные награды и трех несовершеннолетних детей, ранее по статьям УК не привлекался. По факту статья используется редко.

Статья 15 УК, используется еще реже, обычно в отношении “социально близких”, таких как осужденный за коррупцию первый заместитель руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве генерал-майон юстиции Денис Никандров.

Прекращения в связи с примирением, условный срок или колония-поселение за ДТП повлекшее смерть

По данной статье условный срок или колония-поселение не предусмотрены, теоретически возможно все, но нарушение слишком грубое и “резонансное”.

Прекращение в связи с примирением сторон либо в связи деятельным раскаянием невозможно, ибо подобные процедуры применимы лишь к делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Знакомый мне врач хирург, был трезв, не справился с управлением, попал на встречку и в ДТП – в результате погиб человек – в результате колония поселение. В данном ДТП совсем другая картина.

Досрочный выход по УДО

Условно Досрочное Освобождение (УДО) в данном случае возможно, по данной статье после отбытия 1/2 срока, в теории после 1/3 срока. На него рассчитывать конечно можно.

Квалификация подобного преступления, как причинение тяжкого вреда здоровью, а не смерть

В социальных сетях попадался и такое мнение, но оно ошибочно. Если человек умер в течение 7 дней после ДТП, то он считается погибшим в его результате. В данном случае пострадавший умер через несколько часов.

Является ли данное ДТП “резонансным” преступлением

Безусловно преступление не является “резонансным”, подобные ДТП происходят постоянно, внимание к данному ДТП привлечено исключительно из-за личности виновного.

По ссылке пример российского ДТП. Пьяный человек без прав передал управление автомобилем несовершеннолетней пьяной девушке без прав, она попадает в ДТП и погибает…

ДТП в состоянии опьянения (в нетрезвом виде) – в Думу внесен законопроект об ужесточении наказаний за “пьяное” вождение

Также необходимо отметить что “законодателями мод” на российских дорогах являются не актеры.

Сравнения ДТП М.Ефремова и драк А.Кокорина и П.Мамаева

В результате ДТП погиб человек, футболисты стали участниками двух драк – состав КоАП. В России часто вообще нет предмета в разбирательстве драк без тяжких повреждений, им натянули УК РФ Статья 213. Хулиганство. Так что для сравнения преступлений и их последствий оснований нет, по привлеченному вниманию – конечно.

Признание невменяемым или больным и принудительное лечение

Алексей Федяров Нет, не признают. Даже не берите в расчет. Поставят алкоголизм и наркоманию, укажут, что вменяем и в принудительном лечении не нуждается. Но теоретически – бывает по-разному. И несколько лет. И билет в один конец. Психиатрический стационар интенсивного типа – адище. Дополнение: прошел экспертизу и признан вменяемым.

Конкретные сроки по данному ДТП

Соответственно вилка наказания по данной статье, с учетом УДО, от 2.5 лет до 12 лет, с вычетом срока домашнего ареста (два дня за один в тюрьме). Незначительное уменьшение срока в теории возможно (малолетние дети, государственные награды), но это скорее всего реальный срок.

Комментарии по обстоятельствам ДТП с Михаилом Ефремовым

То что в данном ДТП погиб только один человек во многом результат удачного стечения обстоятельств, прежде всего этому поспособствовало небольшое количество машин на дороге.

Место ДТП, состояние дорог

Я всю жизнь прожил и живу в районе садового кольца на расстоянии порядка одного километра от места данного ДТП. Так что могу прокомментировать данное место со знанием дела. ДТП на садовом кольце бывают регулярно – десятилетиями ничего не меняется. В данном месте Смоленской площади центральная часть дороги довольно резко уходит вправо для того чтобы войти в подземный туннель под Новым Арбатом. Если бы службы занимающиеся дорогами в Москве думали о безопасности движения на уровне рыбок гуппи, то там стоял бы минимальный разграничитель и никакого ДТП с выездом на встречку не было бы в принципе. За дороги Москвы отвечает государственное казенное учреждение – Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, руководит всем процессами соответственно С.Собянин. ЦОДД – первая структура которая несет прямую ответственность за данное ДТП и множество других.

Второй причиной отсутствия разделителя по центру дороги может быть необходимость проезда различных кортежей “прыщей земли русской”, которые любят передвигаться по центру. Если это так, то они также виновники данного преступления.

Отсутствие разделителя – ключевая проблема, повлекшая трагедию.

Дороги являются главной причиной ДТП в России, это признается официально:

Состояние дорог в России

Автомобили участвующие в ДТП

Михаил Ефремов управлял автомобилем Jeep Grand Cherokee, всем понятный автомобиль, более чем адекватный выбор когда нужен качественный универсальный автомобиль с традицией без лишних понтов. Машина не рамный внедорожник, но имеет массу почти в 2,5 тонны, металл с высокой жесткостью на кручение и тяжёлый двигатель и соответственно высокую пассивную безопасность, активная безопасность есть дополняет. То что сработало два мешка безопасности естественно не говорит о том что в машине был пассажир, срабатывание мешков зависит исключительно от силы и направления удара во время ДТП. В результате ДТП с боковым ударом Jeep пострадала сильно

Погибший Сергей Захаров управлял служебным фургоном на базе Lada Granta предыдущего поколения – ВИС-2349.

Коммерческие и специальные автомобили

Посмотреть спецификации автомобиля невозможно, своего сайта у производителя ВИС-АВТО нет.

Коммерческие и специальные автомобили стоимость нового поколения 23490

Видео от владельца подобного фургона с его подробным обзором.

Вывод: cамая дешевая подобная машина с большим объемом фургона, Lada Largus стоит дороже и имеет фургон меньшего размера.

Фургоны не самый продуманный с точки зрения безопасности класс автомобилей. О безопасности подобного фургона от АвтоВАЗ вряд ли кто-то думал и вряд ли ей занимался в принципе, главный параметр выбора цена. И это явно не помогло пострадавшему.

Комментарий Петра Шкуматова по поводу данного фургона:

“4. Абсолютно не соответствующий требованиям безопасности фургон, который сделан на базе Лады Гранта. Он настолько не соответствует никаким современным представлениям о пассивной безопасности, что у меня много вопросов к тем, кто разрешил эксплуатацию таких самопальных фургонов. Такие автомобили должно быть запрещено эксплуатировать до устранения конструктивных недостатков. Также, в стране должна быть настоящая сертификация производимых и эксплуатируемых автомобилей на предмет безопасности, наиболее говенные авто должны постепенно выводиться из эксплуатации за счет государственных программ обновления парка.”

Причина очевидна – все определяется ценой автомобиля.


Так что АвтоВАЗ вместе со своей дочерней компанией ВИС-АВТО безусловно один из соучастников данной трагедии.

Удар повлекший тяжелые последствия ДТП

Удар был боковым в зону фары, из-за большой разницы в массе, фургон был смят. Как-то смягчить удар можно было только вывернув машину, но погибщий водитель упустил момент.

Принципиально с любой машиной подобного размера могло произойти подобное, так же критично что Jeep существенно выше.

Экспертный разбор данного ДТП Михаилом Горбачевым

Существует базовый принцип, почти всегда причина ДТП в действиях не только виновника. Михаил Горбачев уходит в область предположений, но это независимое мнение и с ним полезно ознакомиться. Не соблюдение дистанции массовое (возможно самое) мелкое нарушение ПДД. Увеличенная дистанция возможно позволила бы выиграть секунду, помогла ли она – вопрос.

“Автомобили во встречном направлении в тот злополучный день двигались навстречу Джипу по Садовому кольцу не быстро и их было мало. Ничего не мешало водителю «каблучка» Лада соблюдать дистанцию. Он этого не делал и ехал, видимо как делал обычно, почти впритык за автомобилем впереди. Это мода такая у профессиональных водителей. Перед ним был лёгкий грузовичок. Увидеть заранее, мчащийся на него Джип ( скорость по видео — около 70 км/ч) у него не было шанса, грузовичок загораживал. А если бы он соблюдал дистанцию, то такой шанс, увидеть Джип раньше, появился бы. Не факт, что он смог бы его использовать, но он был бы. А надо было бы лишь резко повернуть руль вправо и он остался бы жив.”

Не про Ефремова/

Водители, систематически употребляющие алкоголь, и российская дорожная реальность

В стране которая реально занимается безопасностью дорожного движения (для примера – Великобритания, Германия, etc), такой водитель как Михаил Ефремов давно бы не имел водительского удостоверения. Или бы его изначально не получил. Ездил бы на такси или с водителем и отлично себя чувствовал. В России могут только ужесточать наказания.

При полноценном контроле за дорожной ситуацией в городе масштаба Москвы полицией и автоматическими средствами контроля он должен был остановлен 8 июня до ДТП, технические средства это позволяют.

Вопрос почему его не удержали люди бывшие с ним – риторический.

Тестирование на алкоголь при получении водительской медсправки

Новая текущая идея – поменять формат медицинской справки и ввести опцию на проверку алкоголя в крови.

Медицинское освидетельствование водителей по новым правилам – проект приказа Минздрава опубликован 5 июня

В данном случае в крови было 2.1 промилле – средняя степень опьянения (1.5-2.5 промилле). Естественно реакция человека зависит от особенностей физиологии и психики. Плюс на поведение после аварии накладывается очень много факторов.

В России при постоянных словах о необходимости увеличивать безопасность движения, по факту систематически этим никто не занимается. И проблемы, в том числе употребления алкоголя за рулем, не решаются. Так что рассматриваемой ДТП создано системой.

ЧАСТЬ II – трагедия

Текущий момент и личность виновника ДТП Михаила Ефремова

ДТП Михаила Ефремова - Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский  в фильме Берегись автомобиля

ДТП Михаила Ефремова – Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме Берегись автомобиля

ГЛАВНОЕ

1. До суда М.Ефремов не преступник, а подозреваемый. Признание вины на данный момент в первую очередь вопрос морали.

2. Идея пьяного вождения за гранью всяких представлений об адекватности.

Также очевидно несколько вещей.

1. У Михаила Ефремова запущенная проблема с алкоголем (фактически он болен) и соответствующая модель поведения;

2. Очень талантливый творческий человек с взрывным темпераментом;

3. Никаких серьезных рисков в подобном поведение он не видел;

4. Достоверно неизвестно за какие нарушения КоАП он ранее привлекался (если знаете напишите). Основные его штрафы, оплаченные сразу после ДТП, за неоплату платной стоянки в Москве;

5. За последний год потерял маму и Галину Волчек очень близкого человека для их семьи;

6. В условиях карантина лишился всех привычных занятий, кроме алкоголя;

7. Случившееся для него кошмарный шок. Как он сможет его перенести непонятно;

8. Психика Михаил Ефремова в тюрьме может отказать;

9. Возможно что то еще…

Трэш-ток (Trash Talk) как основной формат обсуждения трагедии

Задали высочайший уровень мерзости обсуждения – СМИ, м. комментаторы и адвокат пострадавшей стороны А.А.Добровинский

А.А.Добровинский – адвокатура и закон

Станислав Белковский на Эхо Москвы


Я, безусловно, весьма сочувствую погибшему Сергею Захарову и его семье. Но когда такой маститый адвокат, как Александр Андреевич Добровинский, допускает весьма скользкие высказывания… В частности, он явно противоречит кодексу профессиональной этики адвоката, когда говорит, что знает, как он защитил бы Ефремова, и именно поэтому защищать его не будет. То есть он тем самым дает оценку всему происшедшему уголовному делу еще до судебного разбирательства и решения суда.

Владимира Пастухова

“Настораживает, однако, то, что в качестве ее представителя выступает трэшовый «адвокат», а по сути — делец, сделавший карьеру на медийной раскрутке себя любимого в интерьере резонансных дел. Если это правда и все пойдет так, как я предполагаю (то есть так, как это было во всех предыдущих делах с участием этого субъекта), то в очень скором будущем общественное мнение отвернется от жертвы и переметнется на сторону обвиняемого, потому что люди не любят тех, кто горе превращает в бизнес. Это, конечно, не снимает вопроса о прощении и милосердии, а только усугубляет его.”

Родственникам погибшего С.Захарова можно только посочувствовать, но начав участвовать в треше (передачах на ТВ за деньги и т.п.) они вряд ли многого достигнут. Смена статуса вдова, на статус “гражданской жены”, при официальном браке с другой женщиной и переход на статус невесты выглядят не очень красиво. Противопоставление “трудяги водителя” и “мажора актера” тоже находится вне морали, любой человек может оказаться в положении виновного или пострадавшего. Особенно когда понятно кто и с какими целями рулит процессом со стороны пострадавших.

Наркотики в крови

Пресса опубликовала документ с данными о том что в крови М.Ефремова были и наркотики, анализы показывают их наличие в крови через 3-4 недели после употребления. Было возбуждено уголовное дело о распространении, М.Ефремов выступает в нем исключительно как свидетель. Наличие наркотиков в крови – состав КоАП.

ДТП Михаил Ефремов и наркотики

ДТП Михаил Ефремов и наркотики

Пример, как пресса искусственно создает путаница и нагнетает.

Сбор денег затеянный М.Симоньян и подобными ей персонажами

ДТП сбор денег М.Симоньян

ДТП сбор денег М.Симоньян

Естественно что делать и кому собирать деньги ее свободный выбор – мой свободный выбор прокомментировать что это PR на трагедии (на крови). К примеру, случай на следующий день 9 июня – ДТП в Воронеже, полицейский заехал на тротуар – один погибший, двое в тяжелом состоянии в больнице:

ДТП 9 июня Воронеж полицейский заехал на тротуар - один погибший, двое в тяжелом состоянии в больнице

ДТП 9 июня Воронеж полицейский заехал на тротуар – один погибший, двое в тяжелом состоянии в больнице

Интересно кто им поможет и кто пригласит родственников на ТВ (за деньги) рассказать об их трагедии…

Видео обращение с просьбой простить

Придя в себя М.Ефремов записал вот такой обращение.

О текущей дорожной ситуации и заповеди не суди и не судим будешь

Пока Россия, как и основные страны Европы находятся в векторе христианской морали, во многом уже попранной, но все таки базовые вещи остались. Всегда возникает вопрос оценки произошедшего по совести – морали. Тут естественно также полная свобода личного выбора, могу сказать только одно – мы все заложники ситуации и часто вольные или невольные участники.

“Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно”

Евангелие от Матфея. 7:1-4

Также полезно познакомится с притчей о женщине взятой в прелюбодеянии – “Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.”Евангелие от Иоанна. Глава 8

Система управления движением в России находится в глубочайшем кризисе, как следствия на дорогах царит хаос который регулярно приводит к катастрофам. Как это не печально в этом замешены практически все:

– пешеходы нарушающие правила по мелочам;

– водители постоянно совершают мелкие нарушения ДТП – нарушают скоростной режим, не соблюдают дистанцию, не пропускают пешеходов.

– мелкие нарушение, например, неудачного перестроения в правом ряду с подрезкой могут привести к тяжелому ДТП, которое фактически спровоцировало мелкое нарушение, но водитель нарушитель будет спать спокойно.


Упомянутые дорожные службы и производители автофургона АвтоВАЗ и ВИС-АВТО которые во многом стали причиной трагического последствия данного ДТП.

Этой верхний слой проблем. Нижний слой это система обучения в автошколах и экзаменов в ГИБДД, по которым люди не могли до начала 2020 года учиться управлять транспортными средствами в условиях реального движения (на садовом, третьем кольце МКАД Москвы). Постоянные реформы получения водительского удостоверения – очередная реформа признается удачной, но за ней сразу же следует другая.

Ужесточением наказания за пьяное вождение ситуацию не исправить, все нуждается в системной реформе, но в ней никто по большому счету не заинтересован. Контроль за употреблением алкоголя в России за рулем также требует новых подходов.

Текущее состояние 264 статьи УК, подробный разбор:

264 ст. УК, проект – аварии водителей без прав, с “купленными”, полученными со “смазкой” ВУ приравняют к состоянию опьянения за рулем

И в заключении немного позитива:


Михаил Ефремов в программе Вечерний Ургант с тремя дочерьми, в 2017 году, перед 90 летием Олега Ефремова

Почитать по теме

Владимир Пастухов Справедливость против милосердия. Случай Ефремова

Станислав Белковский Эхо Москвы

Дмитрий Быков Я всегда буду гордиться тем, что работал с Ефремовым

Опубликовано 16.06.2020, версия 0.96 от 4.07.2020

Автор: Александр Рулим (Sasha Rulim)
Наши открытые группы-сообщества в социальных сетях:
Facebook
ВКонтакте
Одноклассники
Присоединяйтесь, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь своим опытом.

This article has 3 comments

  1. Pingback: Алкоголь и алкоголизм за рулем - 1 июля 2020 года тестирование на алкоголизм при получение медсправки - РазРулимс!

  2. Pingback: CDT (СДТ/КДТ) тест анализ крови на алкоголь - диагностика злоупотребления алкоголем - предполагается тестировать водителей - РазРулимс!

  3. Pingback: Освидетельствование на опьянение (алкоголь) и освидетельствование на постоянное употребление алкоголя - РазРулимс!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.