Икона Божией Матери «Успение» Псково-Печерская центральная часть

Праздник Успения – икона Божией Матери «Успение» Псково-Печерская центральная часть

Праздник Успения - икона Божией Матери «Успение» Псково-Печерская житийная

Праздник Успения – икона Божией Матери «Успение» Псково-Печерская житийная

Икона Божией Матери «Успение» Псково-Печерская

Успение Божией Матери

священник Павел Адельгейм

Ныне, братие, стоим мы у гроба Матери Божией, Заступницы рода христианского. Что ответим, если спросят нас: «Кто лежит в этом гробе?»

Разные имена назовем мы в ответ. Одни наименуют Ее Матерью Жизни. Другие – невестой, Духа Святого. Третьи – Храмом Божества. Каких названий не высказало благодарное человеческое сердце своей заступнице и покровительнице!
Какое же имя приятнее всех, Тебе, Владычице? Слышите смиренный ответ Пресвятой Девы: “Се раба Господня”.

Пусть же всякий знает, кто положен во гробе:
«Се Раба Господня».
Пусть каждый знает, для кого отверзлось небо, для кого явилось воинство небесное, для кого собралися апостолы по воздуху, чью душу принял на Свои руки Христос.
“Се раба Господня».
Много есть в мире имен и названий. Но самое высокое, самое почетное название для христианина – раб Божий или раба Божия. Раб Божий – это тот, кто работает и живет для Бога. А работать Богу значить царствовать с Ним. Кто истинный раб Божий, тот наследник царства небесного.
Если Дева – раба Господня, то воистину она царица всякой твари видимой и невидимой: Как же работала для Бога Пресвятая Богородица?
Святой Димитрий Ростовский говорит, что она поработала Богу Единому в Троице, но каждому лицу святой Троицы особенным образом. Она была дочерью Богу Отцу, как говорит псалмопевец: «Слыши, дщи, и виждь и пpиклони ухо твое». Этот прокимен мы всегда возглашаем в праздник Пресвятой Богородицы.
Богу Сыну стала она матерю. Она вместила Его в Свою человеческую утробу, и из своего тела образовала плоть Eгo. Она понесла все материнские труды и скорби о нем.
А Духу Святому Дева Мария была Невестой. С трех лет посвятили ее родители Богу. И когда жила она в храме во святая Святых, и когда отреклась от замужества и жила в доме старца преподобного Иосифа, она сознательно хранила обет родителей, она сохранилась на всю жизнь непорочною девою. Если вы посмотрите на икону Богоматери, увидите три звездочки: одна звездочка на левом плече, другая – на головных покровах, а третья – на правом плече. Эти три звездочки указывают на тройное девство Богоматери. Прежде рождества – Дева, в рождестве – Дева, и по рождестве – Дева.
Так поработала Пресвятая Дева Богу Единому в Троице. Она была истинная раба Божия. Вот почему гроб Ее стал лествицею к небесам. Вот почему она первая из людей была возведена от гроба на высоту Божественного восхождения вместе со своим Пречистым телом.
«По рождестве – Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Последним событием церковного года является Успение Пресвятой Богородицы. Церковный год начинается не с 1 января, а с 1 сентября (по старому стилю). И первым праздником церковного года является Рождество Пресвятой Богородицы – за ним следуют все евангельские события. Мы последовательно вспоминаем все, что происходило в евангельские времена. А завершается этот круг церковных праздников Успением Пресвятой Богородицы.
Мы собрались, братие, вместе с апостолами разделить нашу печаль и радость об Успении Святой Богородицы, восходящей от земли на небо. Слово «успение» – это не просто смерть, оно несет в себе несколько иной смысл, – смысл сна, завершенности, блаженства и радости. Смысл торжества совершенной и совершённой жизни. И как бы перекликается с той последней августовской красотой природы, которая в это время получает завершение и своей красоты, и своего плодоношения.
Об этом событии Евангелие нам ничего не рассказывает. Об этом событии мы узнаем из церковного предания, из древних богослужебных текстов, из свидетельства святых отцов, преемников Святых Апостолов. Пресвятая Богородица со времени, когда она предстояла у креста, жила в доме Иоанна Богослова. Господь с креста усыновил Свою мать Своему ученику, и с того момента ученик взял Ее в свой дом. Пресвятая Богородица делила с апостолами их проповеднический подвиг. Она вместе с ними проповедовала Евангелие Царства Божьего. Когда наступило время Ее отшествия от земли, Архангел Гавриил за три дня до Успения явился Ей и возвестил об этом событии. И Пресвятая Дева пребывала в молитве все эти дни. В день Успения по удивительному действию Святого Духа все апостолы собрались в Иерусалиме, и Матерь Божия почила тихо. Икона Успения изображает это событие. В центре находится одр с телом Пресвятой Девы. Его окружают апостолы. Они поют надгробные песни, выражая и свою печаль об Ее отшествии от земли и свою радость о Ее восхождении на небо. Здесь и святые ангелы, которые тоже желают приникнуть к тайне Успения. В центре иконы – Господь Иисус Христос, который держит на руках, подобно младенцу, спеленатую душу Пресвятой Богородицы, – душу, только что родившуюся для вечной жизни.
Смерть Пресвятой Богородицы, Ее Успение было праздником, торжеством и для Неба, и для земли. Почему же Небо так торжественно встречает усопшую? В одной из молитв мы читаем: «Дай мне доспеть до конца моих дней». Доспеть – то есть созреть, как созревают плоды на дереве. Многие плоды на дереве оказываются червивыми, и опадают, еще совершенно не созрев. Многие плоды опадают зелеными. Эти плоды непригодны в пищу. И есть плоды зрелые, которые дерево вынашивает до самого конца. Вот таким плодом, созревшим на древе жизни, была Пресвятая Богородица. Поэтому и именует церковь Ее смерть Успением, то есть созреванием в полную меру возраста Христова.
Мы с вами предстоим Ее пречистому гробу. Кто же покоится в этом гробе? Каких только имен не назвало благодарное человечество Божией Матери за ее бесчисленные заботы о человеческом роде. Церковь именует Ее Матерью Жизни, потому, что Она родила Спасителя мира, который говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6.). Мы именуем Ее Лестницей от земли на Небо, именуем Ее Невестой Святого Духа, именуем Умягчением злых сердец и всех скорбящих Радостью. Но какое же из всех имен приятнее Тебе Самой, Владычица? Слышите смиренный ответ Девы: «Се, Раба Господня» (Лк. 1. 38). «Призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк. 1. 48.).
Раба Господня – это самое великое и светлое имя, которое может носить христианин. Раб Божий тот, кто для Бога поработал всей своей жизнью, всем своим внутренним содержанием и, наконец, своей смертью. А тот, кто для Бога работает, тот Богу и соцарствует. И мы с вами слышим слова Пресвятой Богородицы: «Се, Раба Господня». То есть, Она сумела так вручить свою человеческую волю Промыслу Божию, так произнести себе самой Имя Божие, что Оно в Ней воплотилось, и Бог стал сыном Ее по человечеству. Пресвятая Богородица поработала всю свою жизнь Святой Троице. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что поработала Она каждому Лицу Святой Троицы особо. Богу-Отцу стала Она дочерью, как говорит псалмопевец: «Слыши, дщи, и виждь, и преклони ухо твое» (Пс. 44. 11.). Слову Божию, Сыну Божию стала Она Пречистой Матерью, Она носила Его девять месяцев под своим сердцем, и родила Его – Спасителя мира. А Святому Духу стала Она Невестой неневестной.
В три года посвятили Ее родители Богу, и с этого момента понесла Она свой девственный подвиг. Когда посмотрите на любой образ Божией Матери, на любую икону, вы увидите три звездочки: на правом плече, на левом плече и на челе. Эти звездочки означают: прежде Рождества – Дева, в Рождестве – Дева, и по Рождестве – Дева. Это Ее тройной подвиг девства. Матерь Божия оставила и нам свой завет. Вы помните, некогда одна женщина, слушая слова Христа Спасителя, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11. 27.). А Господь на это ответил: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11. 28.). То есть, значительнее родовых связей, связь, которую составляют любовь и верность Богу.
Пресвятая Богородица стала образом любви и верности Богу. Когда волхвы рассказывали Ей о своем откровении, найденном в книгах, о явлении звезды, то Матерь Божия – говорит евангелист – «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2. 19.). И когда Симеон пророчествовал о Христе, Матерь Божия тоже слагала эти слова в сердце Своем. И через всю жизнь Она хранила эту светлую память о Своем Сыне, обо всем, что Он говорил и свидетельствовал. И нам тоже заповедала Она хранить любовь и верность Христу Спасителю. В Кане Галилейской она обращается к слугам и говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2. 5.). И вот, по Его слову вода обращается в вино. Этот же завет оставляет Матерь Божия для нас с вами. Этот завет по-прежнему звучит из ее гроба: «Что скажет Он вам, то сделайте» – для того, чтобы на веки вечные любовь и верность связали нас с Богом. Всю Его славу Она сберегала в Своем сердце. А теперь и мы возносим Ей славу величайшей среди святых, превзошедшей ангелов своей непорочностью, чистотой и верностью, «Яко Спаса родила душ наших». Величаем и молимся Ей: «По рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое» (Ирмос 9 песни канона). Аминь.
И к о н а архимандрита Зинона из Корнилиевского храма Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. 1985 г.

Икона Божией Матери «Успение», архимандрит Зенон, 1985 год

Икона Божией Матери «Успение», архимандрит Зенон, 1985 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.